Обзоры музыкального оборудования и инструментов
Размещение рекламы на сайте muzby.net
Музыкальные новости Афиша Обзоры концертов Фоторепортажи Рецензии Интервью

Музыкальные новости / Граффити: «Жить идеей и посвящать ей всё своё время» (18 марта 2010)

alt

За пивным бокалом чая xlam.by в лице p1xel поговорил с Яном Буслом и Ником Моториным - владельцами клуба Граффити, самого старого и андеграундного места Минска. Одним из поводов для встречи было девятилетие их букинг-агентства IBAD.ru. В ходе полуторачасовой беседы ребята проехались бульдозером по прошедшей «Рок-коронации», поговорили о медиа- и концертной индустрии, а также о возможности совмещения бизнеса с музыкой в одном человеке и даже сделали обращение к молодым музыкантам.


Расскажите о вашем конкурсе «Graffiti Open Music Fest»

Ян: Начнём с того, как мы придумали конкурс. Нам постоянно приносили и приносят свои демо-записи молодые группы, спрашивают, как выступить, что для этого нужно и какие условия. В то же время мы не знаем – готова ли группа выступать сольно, достаточно ли материала, подготовленности, сыгранности. И мы решили, что надо сделать конкурс. Пусть зрители выберут тех, на кого интересно ходить и слушать. Оценка будет более объективной.

Ник: В итоге мы можем получить новые имена - на спарринги ходят журналисты, промоутеры, в членах жюри есть организаторы концертов. Все призы связаны с развитием группы – запись сингла на студии и последующий тираж, денежный приз от нас, освещение в СМИ и подарки музыкальных магазинов, подробнее об этом можно почитать на сайте конкурса http://open.graffiti.by. Если всё пройдет так, как мы запланировали и в июне «нарисуется» достойная и малоизвестная группа, то однозначно конкурс можно считать успешным.

Мы изначально продумали такую систему голосования, чтобы невозможно было просто раскидать в сети сообщение в стиле «Проголосуй за меня», не зная группы и вообще что к чему. Здесь система более сложная – нужно потратить своё время, а проголосовать с одного номера телефона вы сможете только один раз. На моей памяти среди конкурсов, проводимых у нас, аналогов пока не было. К слову, небезызвестная «Рок-коронация» проходит уже тринадцать лет. Однако как так может быть, что у мероприятия, претендующего на актуальность и значимость, в 2010 году нет собственного сайта? Смешно.


Организаторы «Рок-коронации» говорят, что жюри конкурса представлено авторитетными музыкантами и журналистами, при этом, не поясняют кто эти люди.

Ник: Это похоже на какой-то очередной «междусобойчик», который не имеет какого-то определенного смысла. Правильно сказал Дмитрий Подберезский, который имеет прямое отношение к конкурсу, в каком-то интервью: «Мы вводим хип-хоп номинацию (или какую-то другую, не помню), но зачем ее вводить, если в этой номинации может быть представлен только один человек или группа, потому что больше ничего похожего в Беларуси нет?». Нет никаких соревновательных моментов.

Ян: Если сравнить её с другими премиями, то нужно исходить из критериев отбора. Допустим, на радиостанциях голосуют слушатели, выпускающие лейблы и музыкальные магазины считают продажи, Experty.by вручают премию, учитывая мнения музыкальных критиков, а что происходит в «Рок-коронации»? Кто, за что и кому раздает короны? Мне просто как слушателю и обывателю этот момент наиболее интересен.
Многие из тех, кто имел когда-то отношение к событию, сейчас говорят, что «Рок-коронация» - это очередной труп, который активно используют для зарабатывания денег. И это очевидно всем, кто имеет отношение к концертной деятельности в этом направлении, что, к сожалению, не всегда знает зритель и слушатель.


Но почему их это должно интересовать? Они видят концерт с яркими именами за адекватную цену и идут на него.

Ян: Тогда в чем смысл самих корон? Для кого этот цирк? Раньше была идея, смысл и актуальность, сейчас же ностальгические игры.

Ник: Надо просто серьезно всё делать. Ведь это реальный бренд. Даже когда я занимался только электронной музыкой, я знал, что есть «Рок-коронация» и «рок-князевны». Но так погубить её – это странно.


В отборе на «GOMF» участвовало 103 группы – это много или мало?

Ян: Мы ожидали, что заявок будет много. Однако качество многих демок просто ужасало. В какой-то момент у меня даже появились скептические настроения. Складывалось впечатление, что ритм-секция строится на подручных предметах, а вокал прописан задницей. Впрочем, когда члены жюри отобрали 36 групп и прошли первые спарринги, стало очевидно - существуют не очень известные, но достойные, уже сыгранные группы с качественным и интересным материалом.

Можно отметить, что группы-победители промежуточных этапов конкурса, например Слайды из Бреста или Akute из Могилева – понимающие и приятные в общении музыканты, а главное - адекватные. Они играют «круче» многих столичных известных в узких кругах команд, приезжающих со своими "профессиональными" звукарями, понтами и вые***ми. И таких, к сожалению, в целом много. Мы даже название подобным пассажирам придумали - «дрочччеры» - люди, которые всегда ищут причину своих обломов и неудач не в себе. Они будут бесконечно продолжать обвинять всех вокруг, говорить, что их творчество гениально, а вокруг толпа идиотов и фанатов русского рока (шутка).

alt

Чего недостает развитию музыкальной сцены в Беларуси? Клубов, медиа-каналов, может поддержки со стороны государства?

Ник: Нет ни одного белорусского журнала, даже не музыкального, а вообще культурного глянцевого журнала. Был нормальный журнал «Доберман», интересная «Студумка», «pARTisan». Не хватает молодежного издания. Первый музыкальный телеканал закрыл свой продакшн – это означает что коммерчески подобное здесь вообще не интересно.


А как сделать музыку коммерчески интереснее?

Ник: Это нужно спросить у продюсеров. Заинтересовать потребителя можно любой музыкой. Просто одну музыку «продать» может быть сложнее чем другую. Безкоровайный недавно заявил, что у нас всего четыре эксперта в Беларуси. Я ему ответил: «Дима, приземлись. Experty.by – это междусобойчик. Что вы вчетвером решаете?» Я ни в коем случае никого не хочу обидеть – у них крутой и полезный проект, но не стоит так. Ведь есть целые пласты в белорусской музыке, о которых они не в курсе, а если назвался .BY, то нужна объективность.

Ян: Всегда улыбаюсь, когда группы в приватном разговоре заявляют – «Мы - номер один, мы рок-звезды, мы ваше всё». Это как если бы мы на всех встречах и тусовках говорили: «вы все говно – у нас самое грамотное и правильное заведение». Я признаю, что наш клуб - это не идеал концертной площадки, но мы работаем на 200%, по крайней мере по этому адресу, здесь и сейчас.

Ник: У нас нет суперграмотных продюсеров – если кто-то появлялся, то вскоре он куда-нибудь сваливал. Кто-то в Москву и Киев, кто-то в Америку. А сейчас происходит возврат - стало понятно, что с десятимиллионного населения можно зарабатывать деньги и никто этого не делает. Сейчас происходит переломный момент, впереди будет усиленное развитие и это уже заметно. Другой вопрос, что непонятно кого по телевизору показывают.


А если современная актуальная музыка пойдет в ротацию радиостанций, попадет на ТВ. Может это спровоцирует интерес?

Ник: За всё время я ни разу не услышал от радиостанций, что они не будут что-то брать, если это качественный продукт. Более того, незнакомые мне музыкальные редакторы, программные директоры, которые на десяток лет меня старше, время от времени набирали меня и спрашивали – «Может у вас еще есть?». Им нужен контент.

Ян: Можно ремарку? Я бросал заниматься некоторыми группами лишь потому, что люди становились совершенно неадекватными. Они требовали от окружающей среды больше, чем могли ей дать. Им снились арены, стадионы, слава, влюбленные фанатки, секс в гримёрке и горы кокаина, но ежедневной профессиональной работы и адекватной оценки самого себя в структуре современной музыкальной индустрии, даже в рамках Беларуси, не было и в помине. Сколько я не пытался объяснять, воспитывать и направлять - не получалось.


О какой музыке сейчас идет речь?

Ник: Ян приносил рок, я приносил просто качественную музыку, но не попсу.

Ян: Наша музыка есть у большинства ведущих радиостанций – Альфа Радио, Юнистар, Би-эй, ОНТ.

Ник: Если в других странах большая конкуренция и чтобы попасть в радио-эфир нужно что-то даже заплатить, то у нас достаточно пойти в студию, качественно записать, а потом свести хотя бы один трек и отнести его на радиостанцию. После чего эта песня будет крутится там несколько лет «железно», потому что они забивают его в базу, а это значит что он подпадает под 75% белорусской музыки и они его оттуда уже не выкинут никогда. Кроме того будут какие-то копейки падать музыкантам.

alt

В России появился тематический телеканал «A-one», который занял «альтернативную» нишу.

Ян: Но тут развития не получил. В Беларуси был офис, сейчас же, насколько я знаю, остался только один представитель – Олег Тихонов, продюсер и промоутер из Витебска.


Почему?

Ян: Потому что не было интереса у белорусского рекламодателя. Все медиа-ресурсы зависят от этого. В результате мы получаем засилье попсы на всех каналах. Если остановить человека на улице и спросить, какие рок-группы ему знакомы, то скорее все го это будет J:МОРС, в лучшем случае ещё БезБилета или Ляпис Трубецкой. Зато они с ходу назовут Дорофееву, Афанасьеву, какого-нибудь Колдуна и прочих фанерщиков современной Беларуси. Печально.


Кстати, Ирина Дорофеева стала «лицом Беларуси» на 7 лет по указу Лукашенко в 2007 году. Кого бы вы сделали лицом нашей страны из современной музыки?

Ник: Я понимаю под «лицом страны» кого-то, кто связан с её культурой и традициями. Из живой музыки, наверное, это был бы Мулявин, будь он жив. Если брать в целом, то можно было бы назвать какой-нибудь оркестр. Из национальной культуры это был бы Дмитрий Войтюшкевич или Троица, на мой взгляд.


В любой европейской столице гораздо больше тематических клубов чем в Беларуси. Насколько сложно открыть похожее заведение в наших реалиях?

Ян: В первую очередь, открывая какой-либо бизнес, человек рассчитывает на получение выгоды. Он должен прекрасно знать формат будущего заведения. Поэтому в нашей стране проще открыть очередную дискотеку для гопников, завлечь доступными бабами стадо пьяных дебилов, платить диджею за "тыц-тыц" и “косить с лохов бабло”. Сложно понимать и развивать концепцию, жить в ней, посвятить полностью все своё время идее, когда идея сложнее двух притопов, трех прихлопов. Всё же я считаю, что это вопрос времени.

alt
Фото с сайта "Граффити"

С какими трудностями вы сталкиваетесь сейчас, работая в «Граффити»?

Ян: Основные трудности – это кадры. Чтобы человек, приходя к тебе работать, чувствовал формат заведения, понимал посетителей, хорошо разбирался в музыкальных течениях - это большая проблема в нашем городе.

Ник: К сожалению, для открытия большого клуба и открытия небольшого бара вся бумажная волокита абсолютно одинаковая. Это очень неправильно и я думаю, что скоро всё изменится. По крайней мере я на это очень надеюсь.

Ян: Мы видим идеальным клуб-трансформер на 300 человек, который сможет перестраиваться под разные форматы концертов – от сидячих и камерных, до полностью стоячих, от тяжелых концертов до акустических и театральных постановок. Самая большая проблема «Граффити» – отсутствие места.

И как вы её решите?

Ник: Мы построим новый клуб.


А с чем связаны последние изменения в «Граффити»?

Ян: Не стоит сравнивать сегодняшний «Граффити» с тем, что был до 2008 года. До того как перейти под наше управление, «Граффити» отражал культуру немного другого времени и других интересов. Те, кто еще не был в новом «Граффити» – советуем сходить и для себя определить – нравится ли им сегодняшний формат. Это будет правильно.

Ник: Мы сделали то заведение, в которое мы сами хотели бы ходить и отдыхать. Мы живем всем тем, что здесь происходит. Если у нас будет клуб большего размера, то он будет примерно такой же, как «Граффити». Мы не изменимся – мы всё равно будем слушать хорошую музыку, общаться с приятными людьми и жить в той культурной прослойке, в которой и сейчас находимся.


Какие из ваших концертов расстроили вас?

Ник: Я как-то делал вечеринку на корабле на минском море, когда пошел ливень перед загрузкой, и было мало людей. Корабль пришвартовывается к берегу и уже надо было всем платить – звукач, световики, гости-артисты, а у меня нет ни копейки. И началась раздача гонораров – капитан корабля получил мой телефон, а приезжим гостям я уже потом как-то деньги пересылал или передавал, не помню уже. Сейчас - это романтика. Давно это было - лет 8 назад.


Мне это напомнило историю в 2004 году с организаторами фестиваля «Третья Пятка» в СК "Уручье".

Ян: Да, когда группы не хотели выходить на сцену, пока с ними не рассчитаются. Дашков и Тишкевич были знаковыми личностями в то веселое время.


Расскажите о вашем летнем фестивале-пикнике.

Ник: У нас была худшая погода из всех фестивалей, которые проходили в Беларуси в прошлом году. Дождь ни на секунду не останавливался. Тем не менее, собралось больше тысячи человек. В этом году будет продолжение, мы хотим сделать его двухдневным и международного формата – пригласить группы из соседних стран. Уже зарегистрировали домен для фестиваля – http://piсniс.by/ . Это именно пикник, на который выезжают люди отдохнуть, музыку послушать, в игры поиграть, покушать на свежем воздухе и пообщаться.

alt

Вы были на «Пикнике Афиши»? Вы пытаетесь сделать что-то очень похожее.

Ник: Нет, но нам очень нравится его идея. Хочется иметь в распоряжении хотя бы двадцатую часть средств, которая тратится на этот фестиваль. Издательский дом «Афиша» один из самых крупнейших в России. Но мы постараемся сделать все возможное в современных реалиях Беларуси.


Сейчас многие организаторы концертов «перебивают» группы, предлагая больший гонорар. Как вы к этому относитесь?

Ян: Появляются люди в концертном бизнесе, перебивающие артистов у тех, кто этих же артистов возит много лет. Опасная игра, поскольку в городе все и без того друг друга знают, повязаны дружественными связями или обязательствами. Очевидно, что когда настанет время, этот человек окажется в непредсказуемой ситуации. Время расставит всё по своим местам. У нас не такая большая страна, чтобы можно было позволить себе наживать врагов среди коллег.


Расскажите о том, как вы объединились.

Ян: Когда-то, чтобы не тратится на аренду одного помещения дважды – мы договорились, что я делаю вечерний концерт, а Ник - ночную вечеринку. Первое совместное мероприятие было не самым успешным, но главное, что мы попробовали поработать вместе.
Сейчас эта идея совмещения концерта и последующей вечеринки реализуется в нашем клубе два раза в неделю – в пятницу и субботу. Более того - днем мы проводим ещё и тематические игры в Мафию, Крокодила, Чапаева, Башню или Моно.

Ник: В Минске, к сожалению, такое никто не может предложить. Будет хорошо, если появятся похожие заведения и концепты.


Что хорошего в этом для вас?

Ник: Хотя бы то, что будет больше людей в теме.

Ян: Все проекты, которые проходят в Граффити - авторские. Мы сами их придумываем, пробуем на собственной шкуре. И не удивляет, что через месяц они появляются в каких-то ресторанах, кабаках, кафешках. Да на здоровье, только не обзывайте джазовые вечера фразами в стиле "Лучшее всех времен и народов с Володькой Пупкиным".

Ник: Если бы в этих заведениях работали профессионалы – они могли бы официально прийти к нам и сказать: «ребята, у нас есть такой-то бюджет, нам нужны мероприятия, давайте сделаем».

Ян: Нет, нужно стырить идею, обзвонить тех же музыкантов, которые с успехом выступают у нас, получить размер гонорара в три раза больший и обломаться. А потом спрашивать у музыкантов – как же так, вы, выступая в Граффити, получаете такие гонорары, каких мы вам предложить не в силах? Да нет таких цифр, просто у нас музыкант получает кайф от музыки, а у вас «лабает». А «лабать» не всем в удовольствие.

Ник: Все минские клубы, я говорю сейчас о дискотеках – в первую очередь бизнес-проекты. Они никоим образом не намерены влиять на белорусскую культуру, им это не надо. Если мы можем себе позволить в какие-то дни сработать в минус, сделать какой-то благотворительный концерт, то там это никому не нужно. Построенная площадка должна только приносить деньги.


Ян, ты упомянул о проблеме нехватки арт-директоров в клубах. Расскажи об этом.

Ян: Я вижу проблему в том, что часто несерьезно воспринимают должность арт-директора. Хорошему человеку, кто в «теме», кто знает большинство музыкантов лично и не первый год, знает цену себе и своему опыту, далеко не многие клубы готовы заплатить гонорар, который он запросит. Многие думают: «за что я буду платить тебе такие деньги, если могу взять такого же как ты за сумму в десять раз меньшую? сколько той работы!». Управляющие не понимают, что у человека есть наработки, знания, креатив и собственное мнение. Арт-директор – это сердце клуба. К примеру, в нашем арт-отделе работает три человека. Каждый ведет ту линию, которую знает лучше других. Один занимается молодыми музыкантами, другой вечеринками, третий известными группами и привозами. Все вместе - программой клуба.


Много ли белорусскоязычных групп прислало заявки на участие в вашем конкурсе?

Ян: Треть, а может и больше. Я считаю, что это достаточно высокий показатель. Однако не думаю, что шансы велики. На данный момент у русскоязычных исполнителей шансов все-таки больше.


Исходя из групп, которые участвуют в конкурсе?

Ян: Исходя из аудитории. Группе проще всего стать известной, исполняя песни на максимально понятном языке, т.е. русском. Далее, наверное, идет белорусский и английский. Это реальность нашего времени. Хотя мне одинаково интересны группы, исполняющие песни на любых языках. Я знаю, почему начинают петь на английском – музыканты изначально ориентируются на мировую славу. Наивно. Сперва стоит попробовать достичь успеха среди людей, с которыми живешь в одном городе, стране. Прежде чем начинать петь на английском, я бы посоветовал вспомнить - какая англоязычноя группа из постсоветского пространства достигла широкой (!) известности в мире?

alt


А какие, на ваш взгляд, белорусские группы живут за счет своей музыки?

Ник: Вероятно, Apple Tea, Ляписы, БезБилета. Это кто сразу в голову приходит. Атморави – он не скрывает этого, пишет сколько дисков и ручек продал. Но бизнес у него не очень идет, видимо.


Я не очень понимаю, как в одном человеке может творчество совмещаться с бизнесом

Ник: Никак. Хороший пример с Dub FX. Кажется – музыкант, который путешествует и выступает на улицах. Летом мы подумали – почему бы тогда не пригласить его на «Пикник Граффити»? Но после взрыва популярности в интернете гонорар стал от 5.000$, а сейчас уже под 10.000$. Денежными вопросами занимаются люди, которые умеют это делать, в данном случае это концертный менеджер. Продавец и музыкант – это разные профессии. Очень мало музыкантов являются хорошими бизнесменами.

Ян: Музыкант до какого-то времени может быть сам себе директором, но он в первую очередь должен быть музыкантом. И тот, кто изначально был продавцом самого себя, сейчас вместо покорения чартов, пишет в ЖЖ об увеличении продаж на два значка по сравнению с предыдущим концертом. Очевидно, что в голове больше значков, чем музыки.


Мы говорим об Атморави?

Ян: И не только о нем.


Но ведь хорошо, что он до сих пор не бросил музыку.

Ян: Видимо не хочет. Гнет свою линию. Люди разные нужны, люди разные важны.

Ник: Это не плохо, просто пример объединения разных профессиональных навыков.


Что сами хотели бы сказать в завершении нашего разговора?

Ян: Хочу обратиться к молодым группам. Каждый день я общаюсь с совершенно с разными музыкантами. От молодых и "зеленых" талантов до музыкантов, профессионализм которых признан на мировом уровне. Я видел артистов, получивших минимальный успех в начале своей карьеры, и только единицы сохранили резерв для дальнейшего развития. Остальные остаются на том уровне, на котором они и заканчивают своё путь спустя годы. Старайтесь критично относиться к самим себе, делать правильные выводы, работать над материалом и всегда помнить - круче вас всегда кто-то есть!

Пил чай, попутно фотографируя собеседников, p1xel.

Метки -
Источник - Xlam
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 150 дней со дня публикации.
• Реклама
Размещение рекламы на сайте muzby.net
• Читаемое
    • Афиша

    6 января в клубе «Граффити» состоится Trip-hop/Lounge вечеринка с участием частого гостя клуба, диджея и автора электронной музыки Diamos Roll‘а и, пожалуй, главным представителем белорусского трип-хопа, группой B_Side.

    17 января состоится церемония награждения ZorkiText 2011

    • Опрос
    Новый вид сайта. Как?
    Отлично
    Хорошо
    Плохо

    • Личный кабинет
    Фоторепортаж Прямо с места событий

    Назад в Союз или новое по старому...
    Сеть облетели картинки стилизации современных альбомов под винил советского времени. Мы тоже не будем отставать и представим вашему вниманию эту коллекцию (а вдруг кто её ещё так и не видел?). Смотрите и улыбайтесь, ведь смех продлевает жизнь!

    Рецензии Читать не перечитать

    Портал Jazz.ru издал толстый, но совершенно не академичный двухтомник – такой же, как и «музыка толстых», которую он взялся описать.

    Реклама Интересные предложения
    Мировые новости Самое свежее